Главное меню:
О трудовой деятельности хабилисов.
Светлой памяти моего УЧИТЕЛЯ профессора В.В. Лузгина
Посвящаю
В данной статье делается попытка рассмотреть трудовую, деятельность хабилисов с позиций исторического и диалектического материализма.
Как известно, наиболее полное определение труда, как родовой сущности человека, дал Карл Маркс. Характеризуя её он писал:"Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-
Анализ изготовленных ими орудий, а питекантропы, или эректусы изготовляли так называемые ручные рубила, позволяет утверждать, что их трудовая деятельность носила направленный, целеполагающий характер.
Об этом свидетельствует прежде всего форма ручного рубила. Оно представляло собой кусок камня величиной с кулак, которому была придана форма напоминающая ладонь или сплющенную грушу. На ручном рубиле можно ясно выделить три зоны.
Тыльная сторона, была предназначена для того, чтобы рубило можно было зажать в руке. Как правило, она была наименее обработанной, и на ней наблюдалось наименьшее количество сколов.
Наоборот, режущий край рубила, который представлял его рабочую часть, был обработан наиболее сильно, на нём наблюдалось наибольшее количество сколов с обеих граней рубила. Очень часто режущие края рубила дополнительно обрабатывались при помощи так называемой техники ретуши,когда сколы обрабатывались упругой костью, рогом или деревянной палкой.
Наиболее обработанной частью режущего края рубила было так называемое острие. При помощи этого острия, эректусы, зажав в руке тыльную часть ручного рубила могли резать мясо или выкапывать коренья.
В Амбронне и Торральбе (Испания) найдены так называемые наковальни, большие каменные плиты, как правило, гладкие с одной стороны, на которых эректусы изготовляли свои орудия. Эти находки ещё больше подтверждают сознательный, целеполагающий характер труда человека прямоходящего.
Как известно, Маркс выделял следующие простые моменты труда, характеризующие труд в его собственно человеческой форме. Целесообразная деятельность или самый труд, предмет труда и средства труда. Все эти моменты труда мы ясно обнаруживаем в трудовой деятельности эректусов.
На сознательный, целепологающий характер труда эректусов указывают также их морфофизиологические характеристики. Так объём мозга ранних эректусов составлял 880 см3. У более поздних особей, появившихся около 200 000 лет назад он уже составлял 1100см. На эндокранах мозга эректусов можно ясно различить две зоны, ответственные за речь. Так называемое поле Брока -
Под давлением неопровержимых фактов в палеоантропологию, самую революционную по существу, и самую метафизическую по форме науку стали проникать элементы диалектики, как некогда они проникли в физику.
Так, после долгих и горячих споров было наконец признано, что "производственная деятельность, с одной стороны, мышление и язык, с другой, возникли не одновременно, а с разрывом примерно в 1 млн. лет". Так после долгих и горячих, споров, палеоантропологии, философы и историки вновь, наконец, вернулись к Марксу, от которого они столь поспешно отошли. Ведь не кто иной, как Маркс ещё в первом томе Капитала прозорливо писал:"Мы не будем рассматривать здесь первых животнообразных инстинктивных форм труда. Состояние общества, когда рабочий выступает на товарном рынке как продавец своей собственной рабочей силы, и то его уходящее в глубь первобытных времён состояние, когда человеческий труд ещё не освободился от своей примитивной, инстинктивной формы, разделено огромным интервалом" Тем самым он ясно дал понять, что история есть не только у человеческого общества, но история есть и у труда человека. Более того, история человека есть история его труда.
Что же мешает нам отнести как ранних, так и поздних хабилисов к человеку? Прежде всего их морфология. Объём мозга человека умелого достигал всего 750 см3, что равняется половине объема мозга человека современного вида или объему мозга взрослой шимпанзе. Его лицо имело более архаичную форму чем лицо эректусов. На близкое родство его с развитыми человекообразными обезьянами указывали ряд так назывемых архаичных черт. Очень крупные надглазничные валики, выступающие далеко вперёд, плоский как у обязьян нос и широкие носовые отверстия.
В стане как философов, так и палеоантропологов возникло возникло не просто лёгкое замешательство, а потрясение. "Мы всегда тогда ходили потрясёнными",-
ТРУД ЕСТЬ НЕИЗМЕРИМО БОЛЬШЕЕ, ОН ЕСТЬ СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ВИДА, ИЛИ КАК ПИСАЛ КАРЛ МАРКС:"ОН ЕСТЬ ОСОБЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРИСВОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА ПРИРОДЫ".
И исходя именно из Марксова определения труда как ОСОБОГО СПОСОБА ПРИСВОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА ПРИРОДЫ, ВОЗНИКШЕГО НА ОПРЕДЕЛЁННОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОГО МИРА нужно подходить к трудовой деятельности хабилисов.
В какой-
ТАК НАЧАЛА РЕФЛЕКСИИ, ЗАРОДИВШИСЬ В ОДНОМ ЖИВОТНОМ, РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ВШИРЬ И ГЛУБИНУ.
Не все прошли по этому пути. Мегантропы так и остались тупиковой веткой на древе эволюции. Путь гигантизма, путь увеличения органов всего тела, не был человеческим путём. Развитие мозга, подстёгнутое развитием конечностей некоторых видов приматов, более того, разделением их функций вот каков был человеческий путь. И этот скачок в развитии, отдельных видов приматов, привёл их к другому скачку, который преобразовал всю природу, к особенному способу присвоения вещества природы.
Как же он начинался? Как у наших далёких предков появились начала рефлексии? И здесь мы должны вернуться к марксизму, который сейчас попирает и третирует, разве только не ленивый.Должны вернуться к историческому и диалектическому взгляду на историю людей, которая неотделима от истории природы. Ещё только торя дорогу научному, а не божественному пониманию человеческой природы Маркс с Энгельсом писали: "Сознание, ( а что не есть сознание, как другое обозначение рефлексии) конечно, вначале есть всего лишь осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида" Осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды? Но именно это, с пугающей ясностью, мы наблюдаем в действиях макаки Имо. "В одно и то же время оно-
И наиболее острой формой конкурентной борьбы, была межвидовая борьба, когда особи одного вида, ведущие одинаковый образ жизни, вынуждены были соперничать между собой за место под солнцем. И именно эта межвидовая борьба, борьба за существование между различными видами приматов, ведущих древесный образ жизни и явилась решающим фактором перехода некоторых форм из них на землю, переходу их к жизни в жарких просторах саванны.
Не будет большим преувеличением сказать, что рамопитеки вели себя подобно японской макаке Имо, это вполне возможно и не выходит за рамки исторического допущения.
Следующая почка, появившаяся на бурно растущей ветке человека -
Всё нарастающему рефлексивному слою у австралопитеков способствовал и их переход к прямохождению. Как пишет Пьер Тейяр де Шарден:"Мозг смог увеличиться лишь благодаря прямой походке, освободившийся руки, и вместе с тем благодаря ей глаза, приблизившись друг к другу на уменьшившимся лице, смогли смотреть в одну точку и фиксировать то, что брали, приближали и показывали во всех направлениях руки, -
И он свершился. Хабилисы, внешне очень мало отличающиеся от австралопитеков, тот же объем мозга, та же неуклюжая, во многом напоминающую австралопитековых, походка, не просто вложили в свои конечности готовое вещество природы, и тем самым удлинили их вопреки Библии. Они сделали гораздо большее. При помощи готового вещества природы они впервые в истории природы создали новое вещество природы. И создав его, вновь взяли в свои конечности, чтобы при помощи нового, искусственного вещества природы присваивать остальное вещество природы.
Как ЭТО ПРОИЗОШЛО?!
Мы сейчас можем только догадываться. Но, несомненно, это произошло случайно. Как случайно научилась мыть клубни японская макака Имо. Допустить, что она это сделала сознательно мы не можем. Случайно клубни батата попали в воду. Упали они, или рассерженная чем-
ПОИСТИНЕ ВСЕКОСМИЧЕСКОЕ СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕК.
Эти факторы никогда не поведут по этому пути макак, шимпанзе, горилл да и прочих приматов. Приматы старее человечества, человечество представляет молодую гибкую веточку, на одревесневшей ветви приматов. Эволюция приматов началась значительно раньше эволюции человека и уже закончилась. У филы приматов нет напряжения. Да и находится она далеко от генерального направления эволюции аристогенеза. Поэтому единичны, а не массовы случаи мытья батата японскими макаками, поэтому так долго, целых пятнадцать лет, учились этой нехитрой процедуре сородичи Имо.
ИТАК, МЫ УСТАНОВИЛИ ЧТО, У ИСТОКОВ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО СПОСОБА ПРИСВОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА ПРИРОДЫ СТОЯЛА СЛУЧАЙНОСТЬ. СЛУЧАЙНОСТЬ, КОТОРУЮ ХАБИЛИСЫ ЗАМЕТИЛИ И ПОД ВЛИЯНИЕМ ПОТРЕБНОСТИ СДЕЛАЛИ НЕОБХОДИМОСТЬЮ.
Но могла ли она быть? Или это всего лишь вольное историческое допущение автора. Обратимся к фактам. Как известно, уже австралопитеки брали в свои конечности кости, зубы и рога убитых ими диких животных, чтобы увеличить их мощь. А почему хабилисы не могли брать в свои конечности другое готовое вещество природы камни? На эту мысль наталкивает тот факт, что точно так же поступают шимпанзе в случае опасности. Но хабилисы, вероятнее всего, поступали так под действием необходимости. Необходимость выжить в саванне, где у них были многочисленные враги, начиная от змей и кончая пещерными львами. Но эта конкуренция была не столь острой, так как эта была конкуренции между различными видами, относящегося к тому же к различным родам или даже типам. Гораздо острее была конкуренция межвидовая с теми, чьими потомками, согласно данным археологии они являлись. С австралопитеками. Они занимали вместе с ними одну экологическую нишу, а, следовательно, вели сходный или почти сходный образ жизни и питались одной и той же пищей.
И вот в этой конкурентной борьбе, борьбе с почти себе подобными, хабилисы должны были доказать своё право на существование. И они это доказали, взяв в свои переднии конечности уже не рог, а камень. Маловероятно предположить, что хабилисы в свои конечности брали острый камень. Камень с острыми гранями ранил их конечности. Скорее всего, они брали в свои конечности или полностью круглые камни, или частично заострённые самой природой, так называемые энеолиты. Под воздействием случайного фактора: камень раскалывается при неудачном броске, попав в другой камень, или камень раскалывается при обработке животного упёршись в его кость, камень становился острым. Хабилисы заметили свойства острого камня, более того они заметили технологию получения острого камня. А заметив и связав в своём развивающемся мозгу, эти два события, которые разделены не только пространством, но и временем, они под воздействием потребности (потребности обороны от врагов, потребности в добывании пищи, не забудем и острейшую конкуренцию с австралопитеками) они случайность сделали необходимостью.
ТАК НА ЗЕМЛЕ ПОЯВИЛСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЙ СПОСОБ ПРИСВОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА ПРИРОДЫ! ТАК НАЧАЛАСЬ ЭРА ЧЕЛОВЕКА!
Но мыслили ли хабилисы, или, говоря по другому, были у них начала рефлексии? Данные науки о происхождении человека и смежных с неё позволяют ответить на этот вопрос скорее утвердительно, чем отрицательно. Конечно, они не мыслили абстрактно, а тем более понятийно, что необходимо для развитого труда. Но цель, диктовавшаяся потребностью, подсмотренная у природы, у хабилисов уже была. Значит их деятельность была целеполагающей, что лежит в основе любого труда. Они ещё не отделяли себя от животного мира, более того, они были частью его, но начав мыслить, может быть даже образами или целыми картинами, которое запечатлевал их развивающий мозг, они начали выходить из своей животной оболочки. Начали становиться людьми.
Почему именно хабилисы, а не австралопитеки, сходства между которыми гораздо больше чем различий, начали изготовлять первые орудия? Рискну сделать некоторые предположения. Во-
Вот здесь можно прочитать о непростом пути этого светлого и замечательного человека.
Сразу скажу, что не все взгляды своего Учителя я разделяю. Так к его последней книге
"Сионизм как источник фашизма", у меня стойкое скептическое отношение. На этот счёт
у меня собственное мнение. Гораздо большую симпатию у меня вызывают его философские
труды. Его небольшая брошюра "Становление самосознания в процессе антропосоциогенеза"
с его автографом, до сих пор бережно хранится на моей книжной полке. К ней я нередко
обращался в процессе работы над сайтом.